По словам эксперта, в мире происходит переход к четвертой профессиональной цивилизации - цивилизации транспрофессионалов. В отличие от доминирующей сегодня цивилизации пара-профессионалов (яркими представителями являются "менеджеры", которым не важны знания о практической деятельности), каждый представитель новой транфпрофессиональной цивилизации обладает знаниями на уровне эксперта в более чем в одной предметной области (как правило, в трех-пяти областях) и за счет этого способны небольшой командой справляться со сложными практическими ситуациями и достигать поставленных целей.
Проблема подготовки транспрофессионалов состоит в том, что только сам человек может решить набором каких предметных знаний он хочет обладать на уровне эксперта и, как правило, не сразу понимает, что ему действительно интересно и нужно. Начав в Университете с освоения одной области знаний, будущий специалист - универсал потом последовательно осваивает другие области. Важно то, что транспрофессионалом индивид делает себя самостоятельно, при этом, с самого начала он учится в логике "Learning" (хочу все знать), а не "Teaching" (пусть меня научат).
Нужно понимать, что высокотехнологичные отрасли развиваются очень быстро и если мы хотим быть технологическими лидерами и желаем, чтобы наши продукты были конкурентоспособными на мировых рынках, то необходимо в этой области активно участвовать в разработке международных и национальных стандартов, чтобы избежать последующей "подгонки" своей национальной нормативной базы под инородные требования.
При работе на площадках международных организаций сейчас возникают дополнительные вызовы - необходимость работать в мультикультурной и многоязычной среде. Если несколько лет назад господствовали представления, что развитые страны знают больше и они научат всех остальных, а английского языка вполне достаточно для межпрофессиональной коммуникации, то сегодня становится очевидным, что при решении практических проблем важен опыт всех и что даже между представителями англоязычных стран существуют понятийные противоречия. Поэтому сегодня крайне важно осваивать технологии работы в кросскультурной и многоязычной коммуникации, а начинать с изучения иностранных языков еще в школе и в университете.
В современном мире повышается роль искусственного интеллекта в деятельности и управлении, который имеет возможности, превосходящие человеческий интеллект. В том числе в части оценки рисков, связанных с функционированием потенциально опасных технических и производственных систем и разработке самых невероятных сценариев. Так, после трагедии на атомной станции в городе Фукусима был введен новый принцип культуры безопасности "умей подумать о немыслимом", поскольку, мы живем в мире, где может случится все что угодно. И искусственный интеллект является здесь незаменимым помощником в разработке немыслимых сценариев и учета всех возможных путей развития аварийных ситуаций.
Об этом и других перспективных направлениях исследований и разработок (в области нелинейной экономики, технологий обращения знаний и др.) рассказала Татьяна Геннадьевна, иллюстрируя их примерами из своей профессиональной практики.
24 марта 2022