Ее прочитала студентам Доцент кафедры Гуманитарных наук Елена Вавилова.
Елена Юрьевна изучает коллективное бессознательное и считает, что архетипы "нехороших домов" реализуются в легендах, которые складываются поколениями и содержат память о трудных событиях, тяжелых пересечениях коллективного травматического опыта с личными трагедиями. Эти места вместе с другими памятниками формируют внешнее и внутреннее пространство города, в том числе становясь объектами так называемого «тёмного туризма».
Есть такие места и в городе Ярославле.
Так, примечательна история «Дома с башней», находящегося на улице Терешковой, которая апеллирует к трагической неразделенной любви. Дом, принадлежавший Михаилу Кнопфу и его жене Варваре, был построен в 1905 году в стиле модерн по проекту владельца-архитектора. Михаил Кнопф - предприниматель шведского происхождения - занимался строительством и создал этот дом для своей большой семьи, окружив его живописным садом.В семье Кнопфа было четверо детей: три мальчика и девочка. Младший сын Иван был инвалидом, не мог ходить и, чтобы скрасить будни, увлекавшегося астрономией и живописью молодого человека, глава семьи предусмотрел в конструкции дома специальную башню, где оборудовал обсерваторию с телескопом. Легенда гласит, что Иван, став подростком, безнадежно влюбился в супругу своего старшего брата и, будучи отвергнутым, покончил с собой. После трагедии семья продала дом и разъехалась в разные места.После революции "дом с башней" был разделен на квартиры для семей революционных солдат и матросов и, по преданиям, приносил несчастья последующим владельцам-мужчинам, которые вольно или невольно разными способами причиняли себе ущерб.
По мнению Елены Вавиловой подобные истории-легенды архетипичны, поскольку представляют собой взаимосвязь абстрактного и конкретного, коллективного и личного бессознательного. Так, история о доме Кнопфа может интерпертироваться как бессознательное восстановление женского архетипичного начала и гиперкомпенсации низкого социального статуса.
Основными психологическими мотивами, лежащим в основании легенд о проклятых домах является, по мнению исследователя, возможность пережить коллективную травматическую историю без опыта своей семьи, потому что последнее может быть весьма болезненно. Горожане рождают и продуцируют подобные мифы, в том числе, и для психологической компенсации своего травматического жизненного опыта.
Активация творческого потенциала, который превосходит и преодолевает устоявшиеся стереотипы - еще одна причина мифологизации городских легенд.
На лекции экспертом были приведены и другие примеры легендирования городских объектов, о которых эксперт расскажет в следующих лекциях.
Фото - департамент культуры Ярославской области
Основными психологическими мотивами, лежащим в основании легенд о проклятых домах является, по мнению исследователя, возможность пережить коллективную травматическую историю без опыта своей семьи, потому что последнее может быть весьма болезненно. Горожане рождают и продуцируют подобные мифы, в том числе, и для психологической компенсации своего травматического жизненного опыта.
Активация творческого потенциала, который превосходит и преодолевает устоявшиеся стереотипы - еще одна причина мифологизации городских легенд.
На лекции экспертом были приведены и другие примеры легендирования городских объектов, о которых эксперт расскажет в следующих лекциях.
Фото - департамент культуры Ярославской области
5 апреля 2022